Основная образовательная программа- образовательная программа дошкольного образования МКДОУ "Детский сад №5 ГО Староуткинск"
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Детский
сад №5 ГО Староуткинск» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрауки от 17.10.2013 года №1155 (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 года № 1028и (далее – ФОП ДО).
Цель Программы - разностороннее развитие
детей дошкольного возраста с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности
на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
1)
обеспечение единых для Российской Федерации содержания
ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2)
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
3)
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России; создание условий
для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
4)
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного
детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5)
создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6)
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7)
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, обеспечение
развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и
ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
8)
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9)
обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития
и образования, охраны
и укрепления здоровья детей;
10)
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
общего и начального общего
образования;
11)
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ
начального общего образования.
Программа включает три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный.
|
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования. Также входят
подходы к проведению педагогической диагностики
достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики – особенности развития детей |
|
Содержательный раздел |
Включает
задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: - формы, способы, методы реализации Программы; - особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик; - способы поддержки детской инициативы; - взаимодействие педагогического коллектива с семьями; - коррекционно – развивающая работа; -
рабочая программа воспитания. |
|
Организационный раздел |
Включает: - психолого – педагогические условия реализации Программы; -
особенности организации развивающей предметно – пространственной среды (РППС); - Материально – техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания; - перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для
реализации Программы; - кадровое обеспечение; - режим и распорядок дня в возрастных группах; -
календарный план
воспитательной работы. |
Организация режима пребывания детей в МКДОУ «Детский сад №5
ГО Староуткинск» 10,5 часов.
Выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни.
Работа по реализации Программы проводится в течение
года и делится на два периода:
- «холодный» - с 01 сентября по 31 мая;
-
«теплый» - с 01 июня по 31 августа.
Организация жизни детей опирается
на определенный суточный
режим, который представляет собой рациональное
чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные
особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья
детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на
холодный и теплый периоды. Учтены
функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности – игра.
Кроме того, учитывается потребность родителей
(законных представителей) в гибком режим пребывания детей
в МКДОУ «Детский
сад №5 ГО Староуткинск», особенно
в период адаптации.
Возрастные и иные категории
детей, на которых ориентирована Программа Организация образовательного процесса имеет следующие особенности:
1.
В МКДОУ «Детский сад №5
ГО Староуткинск» функционируют 6 возрастных групп.
|
№п/п |
Название группы |
Количество детей |
|
1 |
Первая группа раннего
возраста «Колобок» |
18 |
|
2 |
Вторая группа раннего
возраста «Малышок» |
18 |
|
3 |
Младшая группа «Одуванчик» |
24 |
|
4 |
Средняя группа
«Колокольчик» |
24 |
|
5 |
Старшая группа «Василек» |
22 |
|
6 |
Подготовительная к школе группа
«Тюльпан» |
23 |
2.
действует система физкультурно – оздоровительной работы;
3.
используется региональный компонент
в образовательном процессе;
4. функционирует система медико
– психолого – педагогического сопровождения детей; используется модель личностно – ориентированного подхода при
взаимодействии взрослого и ребенка;
5. возможна реализация Программы с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит
из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются
взаимодополняющими.
Обязательная
часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
Л.В. Коломийченко Дорогою добра: Концепция и
программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольников;
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки».
Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;
- Е.В.Фешина
«Лего-конструирование в детском саду»;
- Лыкова И.А. «Цветные
ладошки»;
- Толстикова О.В.,
Савельева О.В. «Мы живем на Урале»
Содержание Программы обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие
структурные единицы, представляющие определенные направления развития
и образования детей (далее – образовательные области):
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся МКДОУ «Детский
сад №5 ГО Староуткинск»
Главными целями взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей младенческого, раннего
и дошкольного возрастов;
-
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
Детского сада и семьи;
-
повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей
должно осуществляться через решение
основных задач:
-
информирование родителей (законных
представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям,
имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе,
реализуемой в МКДОУ «Детский сад №5 ГО Староуткинск»;
-
просвещение родителей (законных
представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в
вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
-
способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
-
построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
-
вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и МКДОУ «Детский
сад №5 ГО Староуткинск» заложены
следующие принципы:
-
приоритет семьи в воспитании, обучении
и развитии ребенка;
-
открытость;
-
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей (законных представителей);
-
индивидуально – дифференцированный подход к каждой
семье;
-
возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями (законными
представителями) строится по следующим направлениям:
|
Направления |
Содержание работы |
|
Диагностико – аналитическое направление |
Включает получение и анализ данных: - о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; - об уровне психолого – педагогической компетентности родителей (законных представителей); - планирование работы
с семей с учетом результатов проведенного анализа; - согласование воспитательных задач. |
|
Просветительское направление |
Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам: - особенностей
психофизиологического и психологического
развития детей раннего и дошкольного
возраста; - выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста; -
ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области
дошкольного образования, включая
информирование о мерах
господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; -
информирование об особенностях реализуемой Программы; - условий пребывания ребенка в группе; - содержания и методов образовательной работы с детьми. |
|
Консультационное направление |
- Консультирование родителей (законных представителей): -по
вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе
с особыми образовательными потребностями в условиях семьи; - об особенностях поведения
и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогами; - о возникающих проблемных ситуациях; - о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми
раннего и дошкольного возраста; о способах организации и участия
в детских деятельностях, об образовательном процессе и др |
Важный момент в формировании традиций
МКДОУ «Детский сад №5 ГО Староуткинск» - совместное проведение праздников, спортивных соревнований. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых
родители (законные представители) принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия
МКДОУ «Детский
сад №5 ГО Староуткинск» с семьями
|
Этапы |
Формы |
|
Знакомство с семьей |
Встречи – знакомства, анкетирование |
|
Информирование родителей (законных представителей) о ходе
образовательной деятельности |
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, памятки, сайт МКДОУ «Детский сад №5 ГО
Староуткинск», организация выставок детского творчества, приглашение родителей (законных представителей) на утренники |
|
Просвещение родителей (законных представителей) |
Мастер – классы,
семинары, тренинги |
|
Совместная деятельность |
Привлечение родителей (законных представителей) к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности |
Благодаря разностороннему взаимодействию
МКДОУ «Детский сад №5 ГО Староуткинск» с родителями (законными представителями) повышается качество образовательного
процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.